(Вишневский Иван Федорович; 1748, с. Сергиевское Михайловского у. Переяслав-Рязанской пров. Московской губ.- 31.01.1826, Пермская губ.), еп. Пермский и Екатеринбургский. Род. в многодетной семье свящ. Феодора Борисова, служившего, в частности, в храме прп. Сергия Радонежского. Мать И., Анна Абрамова, была дочерью священника с. Пет Шацкого у. Братья И., Михаил и Венедикт, служили в той же церкви, что и отец. По окончании Рязанской ДС Вишневский был оставлен в ней учителем грамматики и арифметики. В 1773 г. был пострижен в монашество, в 1775 г. назначен законоучителем в Инженерный кадетский корпус и преподавателем рус. языка для греков, приехавших в Россию. В 1783 г. отправлен в Венецию для служения в домовой церкви российского посольства, после захвата Венеции франц. войсками в 1797 г. переправился в Вену, в 1799 г. вернулся в Россию. 4 авг. 1799 г. И. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Иосифова Волоколамского мон-ря и членом Московской духовной комиссии «по рассмотрению сочинений и переводов, касающихся Церкви и Ее учения», но вскоре, 13 (по др. сведениям, 19) дек. 1799 г., перемещен в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери муж. мон-рь Новгородской епархии.
25 марта 1800 г. И. был хиротонисан во епископа Свияжского, викария Казанской епархии. В нач. 1801 г. указом Святейшего Синода И. был направлен в Иркутск для участия в освидетельствовании мощей свт. Иннокентия (Кульчицкого). Вместе с Иркутским еп. Вениамином (Багрянским) дважды (29 янв. и 3 марта) осмотрел гроб и мощи святителя. Совместный доклад архиереев от 5 марта 1801 г. послужил началом канонизационного процесса в Синоде, завершившегося в 1804 г. (Свт. Иннокентий, 1-й еп. Иркутский, чудотворец. [Иркутск], б. г. С. 14).
20 янв. 1802 г. И. был назначен на Пермскую кафедру, 8 марта прибыл в Пермь, совершил литургию в Петропавловском соборе. При И. было закончено строительство кафедрального собора в честь Преображения Господня (1819), заложена соборная колокольня, а небольшая Тихвинская община-богадельня обращена в екатеринбургский в честь Тихвинской иконы Божией Матери (Новотихвинский) жен. мон-рь, в котором к концу управления И. епархией проживали ок. 160 чел. В обители епископ утвердил общежительные правила, составленные на основе устава Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пустыни.
Особое внимание И. уделял развитию духовного образования в епархии, в частности открытой в нояб. 1800 г. Пермской семинарии. Епископ смог убедить пермское купечество и др. состоятельных лиц делать пожертвования на семинарию, в результате чего к 1807 г. удалось перевести семинаристов из ветхого небольшого здания в новое, более просторное. В 1810 г. в семинарии был открыт высший, богословский класс. По инициативе И. круг преподаваемых предметов был значительно расширен курсами философии, а также математики и физики - наук, входивших в сферу интересов самого архиерея. Поощрение успевающих в этих науках подкреплялось специальным указом И.: «Успехи учеников в арифметике, геометрии, тригонометрии, механике и экспериментальной физике сделали великую честь Пермской семинарии, и нам, и родителям их полное удовольствие, радость и веселие... Объявить им, что дается им от нас право поступать на лучшие места и перепрашиваться из худших в лучшие приходы, ежели только предоставят, что кроме прочих знаний в философии и богословии и кроме сочинений проповедей, содержат твердо в памяти математику» (Об иерархах Пермской епархии. 1861. С. 26). При семинарии И. организовал физический кабинет. Большое внимание уделял также преподаванию рус. языка и риторики. Будучи талантливым проповедником, И. стремился развивать эти навыки и у пермских семинаристов. На протяжении всей жизни И. пополнял семинарскую б-ку, завещал ей личное книжное собрание (до 377 книг). К 70-м гг. XIX в. в семинарской б-ке насчитывалось 180 названий книг, пожертвованных И. (в основном богословские, философские и исторические труды на латинском, а также на рус., греч., франц. и итал. языках). В б-ке семинарии хранилась также рукописная «Словенская грамматика, сочиненная находившимся при Российском министерстве в Венеции иеромонахом Иустином, бывшим потом епископом Пермским и Екатеринбургским». В 1806 г. в Москве был издан задачник «Собрание шестисот пятидесяти одного избраннейшего примера в пользу юношества, учащегося арифметике, под смотрением преосвященнейшего Иустина, епископа Пермского и Екатеринбургского, взятых несколько из книг, но по большей части новоизобретенных посильными трудами Алексея Вишневского, учителя математики, в новоучрежденной Пермской семинарии» (автор учебника являлся племянником епископа).
В связи с нехваткой мест в духовных уч-щах И. разрешил клирикам отдавать сыновей в ближайшие к приходам горные школы. По инициативе игум. Никандра, поддержанной И., было восстановлено закрытое в 1800 г. духовное уч-ще при далматовском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре. 12 марта 1816 г. Далматовское уч-ще получило официальный статус и было разделено на приходское и уездное духовные уч-ща. 5 февр. 1818 г. в Перми было организовано отделение Российского Библейского об-ва, в нач. 20-х гг. XIX в. предпринята попытка открыть при пермских духовных училищах класс татар. языка, но преподавателя найти не удалось. При И. в епархии были открыты первые единоверческие приходы в Екатеринбурге и на Бымовском заводе Осинского у.
В 1822 г. в Пермской епархии проводилась ревизия еп. Вятским и Слободским Амвросием (Рождественским). Поводом к ревизии послужил конфликт между И. и секретарем Пермской духовной консистории. В ходе проверки выяснилось, что в храмах епархии неправильно велись «ведомости о свечных доходах». По результатам ревизии секретарь консистории Григорий Мышкин был уволен, а архиерей 31 мая 1823 г. отправлен на покой с пенсией в 1 тыс. р. До самой смерти И. проживал в скромном флигеле, находившемся в саду Пермского архиерейского дома. 2 окт. 1824 г. заштатный епископ удостоился посещения имп. Александра I Павловича. И. был погребен в пермском кафедральном соборе, под алтарем.